Как реставрируют картины?

И полотна известных художников, и творения неизвестных мастеров обладают отрицательными свойствами: они теряют привлекательный внешний вид и со временем становятся ветхими. Краски блекнут и лишаются свежести, а сама основа картины меняет форму. Такие недостатки искажают внешний вид полотна, а иногда приводят к утрате шедевра. Поэтому реставрация произведений живописи важна для владельцев полотен. Причем процедура реставрации — это огромный риск. Опытный мастер способен вернуть прекрасный внешний вид, но тоже не застрахован от ошибки, которая приведет к утрате произведения искусства.

 

Виды проводимых реставрационных работ

Реставрации подвергаются все составляющие картины:

  • красочный слой;
  • основа полотна;
  • грунт;
  • закрепительный слой.
Реставрация картин
Реставрация картин

Профессиональные реставраторы делят восстановление художественных полотен на несколько видов:

  1. Научный. Специалисту важно сохранить внешний вид полотна как можно ближе к первоначальному. В этом случае нельзя вмешиваться в изображение. Реставратор убирает повреждения и очищает внешний слой от загрязнения.
  2. Коммерческий. Улучшают внешний вид всей картины или отдельных ее частей. При таком виде работ мастер вправе применять любые методы для придания художественному полотну товарного вида.

Дефекты произведений живописи, которые исправляют специалисты:

  • отслаивание лакового покрытия и краски;
  • разрывы и деформация холста;
  • сколы краски;
  • нарушение грунта;
  • загрязнения.

Реставрация картин — процесс долгий и иногда достигает нескольких лет. Поэтому мастера в обязательном порядке документируют все этапы работы над картиной начиная с первого дня.

Прежде всего, происходит анализ общего состояние полотна. В результате проведенных исследований делается вывод о том, почему у произведения живописи появились дефекты. Реставраторы добывают сведения обо всех исторических фактах создании и хранения картины. Для этого используются доступные архивные сведения и каталоги. А также с помощью специальных приборов проводится анализ материалов, из которых выполнено произведение искусства. И только после проведения скрупулезного химического и исторического исследования специалисты решают, какие методы восстановления использовать.

На следующем этапе реставраторы снимают старое лаковое покрытие и удаляют повреждения в виде вмятин, пузырьков, порезов и трещин. Затем происходит восстановление и укрепление красочного слоя. Часто мастера выполняют расчистку (промывку) полотна от записей, которые появляются на картине в результате выполненных ранее реставраций. Это сложная и трудоемкая работа, которая требует придельной внимательности и большого практического опыта. Ведь только в том случае профессионал не повредит картину, если он знает все тонкости приемов, используемых создателем художественного произведения.

В конце выполняется новое лаковое покрытие.

Чистка

С течением времени любое произведение искусства покрывается пылью, жирными пятнами, копотью. Такие наслоения портят внешний облик полотна. Для удаления подобных проблем и существует чистка. Этот процесс очень ответственен и сложен. Ведь авторы использовали различные приемы, чтобы завершить свое произведение и выделить отдельные его части. Промывка и расчистка живописных редкостей происходит в результате растворения и удаления многовековых наслоений. Но растворители могут повредить и красочный слой. Реставратор должен знать технику автора картины и уметь подобрать правильный состав для удаления загрязняющего слоя.

До и после реставрации картины
До и после реставрации картины

Устранение других дефектов

Мастера убирают и другие виды повреждений произведений искусства.

Искажения на картине. Они возникают, если не соблюдается режим хранения произведения живописи. Ведь важно, чтобы художественное полотно находилось в помещении со стабильными показателями температуры и влажности. Деформация холста проявляется в виде:

  • ослабления натяжения;
  • провисания или волнистости разной степени;
  • сборок по углам.

Такие дефекты могут исправиться сами собой, если произведение живописи будет находиться в комфортных для него условиях. Но если через какой-то период проблема не исчезает, то сотрудники музея или хозяева частной экспозиции обращаются к профессионалу.

Перетяжка полотна. Хоть и кажется, что это несложное занятие, но все-таки для выполнения лучше нанять профессионала. Неаккуратная перетяжка может привести к провисанию холста. А если при самостоятельном натягивании резко дергать, то ссохшаяся краска может отслоиться, что исказит рисунок.

Выцветание всей картины или некоторых ее частей. Это происходит из-за большого количества естественного света, воздействующего на полотно. В основном реставрации из-за данной проблемы подвергаются картины частных коллекций, а не всемирно известные произведения.

Лакирование

В самом конце реставрации мастер наносит на художественное произведение лаковый слой. Лакирование позволяет улучшить внешний облик картины, защитить ее от потери яркости и отслоения красочного слоя. А также с лакированной поверхности легче удалять загрязнения. Стоит знать, что новые полотна не лакируют в первый год после создания. К тому же обновление лакового слоя проводят при потемнении старого, то есть такие работы повторяют раз в 30–50 лет.

Реставрационные работы — сложный и трудоемкий процесс, требующий знаний и навыков. Это вмешательство в подлинность произведения искусства. Перед специалистом стоит нешуточная проблема, заключающаяся в восстановлении внешнего вида картины. Выполнить это надо так, чтобы эстетический облик полотна после реставрации был такой же, как до нее или даже еще привлекательнее. Все первоначальные замыслы автора остаются неизменными.

Реставрация — мера, на которую решаются далеко не все. На нее соглашаются только тогда, когда есть вероятность утраты художественной ценности, ухудшения общей привлекательности, полного или частичного разрушения произведения искусства.

Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Оценок: 1
Загрузка...
Рейтинг автора
5
Автор статьи
Ковальков Денис
Написано статей
125
Добавить комментарий