Значение и виды киотных крестов

Кресты бывают разные по форме и назначению. Киотный крест помещают на полку среди икон. Церковный киот — это ящик или шкаф для образов, который выполняет защитную функцию и украшает храм и дом.

 

История появления

С появлением христианства на Руси крестом осеняли, благословляли. С его помощью исцеляли и хоронили. Киотный символ появился с традицией осенять вход в дом, ворота.

Кресты были семейными реликвиями, которые передавались по наследству. Святыни брали в поездки и походы. С их помощью устраивали временные алтари.

Киотный крест
Киотный крест

Киотные кресты делали из разных материалов. Для их изготовления использовали:

  • дерево;
  • камень;
  • кость;
  • металлы.

Чаще всего кресты делали из меди, бронзы и сплавов. Их покрывали эмалью, черной патиной, которая предохраняла металл от коррозии. Для нательных изделий использовали сплавы олова с медью, серебро и золото.

Мнение эксперта
Сидоренко Александр
Оценщик антиквариата, нумизмат
Наиболее почитаемые — медные кресты. На Руси до конца XIX века существовали заговоры, которые использовали для исцеления больного человека. Применение этого металла не является случайным. Меди приписывались магические свойства.

Литейным промыслом владели в основном староверы. Расцвет появления мастерских — XVIII–XIX столетие. Староверы изготавливали иконы, складни, киотные и нательные кресты. В конце XVII – XVIII веке старообрядцы работали в труднодоступных районах.

Обитель православных раскольников находилась на реке Выге в Карелии. На фабрике в двух горнах отливали складни, иконы и кресты. В другом здании полировали и украшали финифтью.

С середины XIX века обитель закрылась, а дело продолжили мастера Поморья, Урала, Сибири и Москвы. Старообрядческие мастерские были открыты в Поморье в начале XVIII столетия.

Изделия выговских мастерских отличались легкостью, чистотой литья. Старообрядцы передавали на крестах мельчайшие детали. Отливы украшали золочением и яркими эмалями.

В первой половине XIX века мастерские появились в Москве, они не только повторяли поморские изделия. Мастера расширили ассортимент продукции.

Изучение медного литья началось с середины XIX столетия. Исследователей интересовала археология. Публикаций по киотным предметам мало. Исследовали в основном пластику. Первый каталог по медному литью выпустил в 1979 году немецкий коллекционер Стефан Йекель.

В каталог вошли православные изделия, которые попали в Европу после 1917 года. В 1993 году опубликовали работы Гнутовой, которая изучала и систематизировала памятники старины.

Виды крестов

Существует два вида крестов:

  1. Простой.
  2. Расширенный.

Простое изделие — восьмиконечный Голгофский крест без ушка. Размер предмета старины составляет более 20 см.

Расширенный крест имеет дополнительные пластины. На них изображены сюжеты праздников.

Распятия напрестольные, как правило, восьмиконечные, реже — шестиконечные. Эти изделия считают старообрядческими. Древлеправославные христиане признавали восьмиконечный Голгофский крест с распятием посередине.

После религиозного раскола староверы распались на две группы:

  1. Поповство.
  2. Беспоповство.

Старообрядцы первой группы изображали Бога в виде «Царя Славы». Бог Отец находится в верхней части креста на облаке. Руки его разведены. Дух Святой изображен в виде голубя. Есть также надписи:

  • «IНЦИ» (Иисус Назарянин Царь Иудейский);
  • обозначения «IС ХС» находятся по обе стороны от перекладины;
  • «Распятие Господа нашего Иисуса Христа» на верхней перекладине.
Металлический крест
Металлический крест

Отличия на литье староверов беспоповского толка:

  1. В верхней части креста надпись: «Образ Нерукотворный».
  2. Нет голубя.
  3. «IС ХС» находится над головой Христа.
  4. На перекладине изображены солнце и луна, которые подписаны.
  5. На верхней перекладине есть надпись: «СНЪ БЖIИ».

Изделия с расширенной композицией бывают с боковыми пластинами. Киотные кресты с пластинами и клеймами заменяют иконостас. Это сложные сюжеты, которые содержат фигуры и иконы. На них изображены евангельские сцены.

Переносные иконостасы называют патриаршими крестами. В музеях находятся киотные изделия XVIII–XIX века.

Размеры предметов

В мастерских отливали изделия следующих размеров:

  • маленького — 60 х 40 мм; 108 х 67 мм;
  • среднего — 165 х 110 мм;
  • большого — 230 х 150 мм.

Медные изделия староверов считаются уникальным явлением. Такое литье утрачено, а предметы разнообразны и красивы. Они пользуются спросом у коллекционеров.

Как оценить?

Существуют критерии оценки старинных изделий:

  1. Уникальность.
  2. Сохранность.
  3. Наличие и количество горячих эмалей.

В старину иконы и кресты очищали песком. Придавая блеск, хозяева уничтожали рельеф изделий.

Как ухаживать и хранить?

За литьем из меди надо ухаживать без абразивных веществ. Изделия можно помыть, но лучше эту процедуру доверить специалисту. Допускается промыть под проточной водой мягкой щеткой.

Многовековая патина — гарантия подлинности предмета. Она защищает крест от внешних воздействий. Для хранения изделий не используют:

  • поролон;
  • пакеты с замком (zip-lock).

Хранить пластику лучше на деревянных полках в сухих помещениях.

Собирательство — увлекательное занятие, требующее знаний и навыков. Сведений о киотных крестах не так много, и найти новую информацию, как и сами предметы, тем более интересно.

Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Оценок: 1
Загрузка...
Рейтинг автора
5
Автор статьи
Ковальков Денис
Написано статей
125
Добавить комментарий