История старых патефонов

Индустрия музыки началась в 1877 году, когда Томас Эдисон и Шарль Кро, независимо друг от друга, изобрели фонограф. В этом аппарате звук записывался на цилиндры, покрытые фольгой.

 

Возможность записи и воспроизведения звука произвели фурор. Но валики с фольгой были непрактичны, и Эмиль Берлинер придумал записывать звук на диски, изготовленные из эбонита, а затем из шеллака. Аппарат для воспроизведения таких дисков назвали граммофоном. И с 1887 года по планете твердыми и уверенными шагами пошла индустрия звукозаписи.

Граммофон — предтеча патефона

Граммофон представлял из себя коробку с большой трубой. В коробке находился пружинный механизм, вращавший поддон с пластинкой. Звук извлекался специальным откидным механизмом, центром которого была игла, скользившая по пластинке. Для завода была приспособлена специальная ручка сбоку ящика. В начале 20-го века граммофоны были усовершенствованы, и пластинки довольно близко к реальности воспроизводили музыку и голоса.

Старый патефон
Старый патефон

Распространение

В фильме «Тени исчезают в полдень» есть сцена, где в глухой дореволюционной сибирской деревне зажиточные крестьяне слушают граммофон. И это не преувеличение и не ошибка авторов фильма. Певица Надежда Вяльцева, благодаря граммофонным записям, была известна всей России не меньше, чем сейчас Киркоров. И это без телевидения!

Такова была широта распространения граммофонов – от царских салонов до трактиров. Всем был хорош граммофон – кроме одного: громоздкости и неудобства в транспортировке.

Патефон — переносной вариант граммофона

В 1907 году фирма братьев Пате представила более миниатюрный и лучше приспособленный к переноске вариант граммофона. Назвали аппарат патефоном. Принцип завода и проигрывания пластинок был тот же. А вот громоздкую трубу убрали и сделали небольшую встроенную. Сам же аппарат был упакован в чемоданчик и мог легко складываться и переноситься. Таким образом, старый патефон по автономности и возможности воспроизведения музыки в разных условиях легко бьет суперсовременные девайсы. Ему не нужны были ни электричество, ни элементы питания.

Звук при воспроизведении патефоном был хуже по качеству, чем у граммофона, но это искупала компактность и переносимость. Кроме того, громкий звук патефона был весьма важен во время Первой мировой войны, когда фронт практически не двигался, а в окопах сидели миллионы людей. В исторических книгах и справочниках подсчитано количество солдат, орудий и пулеметов на километр фронта. Даже километры колючей проволоки посчитаны. А вот патефоны не считали, хотя их было на фронте несколько десятков, а то и сотен тысяч.

Кстати, и во Вторую мировую альтернативы патефону еще не было. Простые, компактные, дешевые устройства давали возможность прослушивания музыки нескольким поколениям людей.

Патефон в СССР

В СССР патефон был основным «музыкальным центром» начиная с 20-х годов. Выпускался он артелями (в годы НЭПа), а затем множеством заводов в разных городах Советского Союза. Кроме обычных, пружинных патефонов, был освоен выпуск патефонов, работающих от электрической сети. Несколько заводов выпускали грампластинки, аксессуары, иглы.

Об иглах для патефонов можно сложить сагу. Дело в том, что металлические иглы быстро тупились, и их нужно было менять практически после каждой пластинки. Вставлялись и вынимались из иглодержателя легко. Выпускалось игл много, и продавались они от десятка до нескольких сотен в коробке. Были, правда, более крепкие сапфировые иглы. Но, как и многое другое в СССР, они попадали в разряд дефицита, да и стоили дороже.

С начала 50-х годов в массовой продаже появились радиолы, где в один корпус был встроен радиоприемник и проигрыватель грампластинок, и эра патефона закончилась довольно быстро.

Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Оценок: 1
Загрузка...
Рейтинг автора
5
Автор статьи
Ковальков Денис
Написано статей
125
Добавить комментарий